Новая статья нашей переводчицы — AnnaMavka (Анна Шляхова). Хочется ее поблагодарить за идею донесения знаний тем, кто еще не вполне освоил английский язык :)
Скалолазы бывают самыми разными. Они могут быть очень легкими, чтобы легче выдерживать свой вес, у них могут быть пальцы из стали или невероятная выносливость, или мегатонны взрывной силы. И, конечно, у них у всех есть страстное увлеченние. Некоторые из них настолько увлечены скалолазанием, поездками на скалы и даже обычными тренировками, что их страсть компенсирует те стороны, в которых они могут быть слабыми.
И “Момо” не только увлеченный и тяжело работающий над собой скалолаз, но и ревностный создатель видео и путешествующий боулдерингист с интересом к малоизученным районам…Salut Роман! За последние несколько лет некоторые из очень молодых спортсменов, таких как Йохана Эрнст ( Johanna Ernst), Давид Лама (David Lama) и Адам Ондра (Adam Ondra) показывают великолепные результаты на соревновательной арене. Так что сейчас распространилось мнение о том, что скалолазание — спорт для молодых и очень одаренных атлетов. С другой стороны, ты стал показывать лучшие результаты в возрасте 27-28 лет: третье место на Всемирных Играх в 2009 г., четвертое место в Кубке Мира в сложности в 2011 и 2012 гг. с несколькими бронзовыми медалями на отдельных этапах. Кажется, что даже более возрастные спортсмены могут улучшать свои результаты! Как это у тебя получается?Я думаю, что это работает, потому что в нашем спорте не существует правил и все возможно! Я думаю, что это вопрос мотивации, и это правда, что я начал заниматься позже остальных, первый раз я пришел на скалолазание в 14 лет. Так что я действительно не мог выигрывать соревнования в 15-16 лет.
Но я очень мотивирован, я верю в себя и, прежде всего, я люблю то, что я делаю: я люблю тренировки, восхищаюсь всем этим и полностью выкладываюсь. Потихоньку я иду своим путем, у меня есть прогресс и я продолжаю тренироваться. Каждое утро я просыпаюсь с желанием лазить и тренироваться и, не думая о возрасте, я следую за своими желаниями.В этом году, в 30 лет ты впервые выиграл международные соревнования — Кубок Европы и Чемпионат Европы (оба в сложности). Что этих две победы значат в перспективе твоей карьеры? Ты чувствуешь их как новую отправную точку?Это не отправная точка, а скорее определенный этап на пути. Глубоко внутри я знал, что я смогу сделать это, что я буду там. Теперь мне нужно сделать это снова, и вместо “Я могу это сделать” установка меняется на “Я должен это повторить”.

Вместе с моим тренером Фабисом Жаденом (Fabrice Judenne) и тренером французской национальной команды Корантеном Ле Гоффом (Corentin Le Goff) мы рассматривали этот Кубок Европы и Чемпионат Франции (между которыми была всего неделя перерыва) в качестве тренировочных задач. В России я впервые услышал свою Марсельезу и хотя я был очень счастлив и доволен результатом, я знал, что многие знаменитые скалолазы, такие как Рамон, Якобс и другие отсутствовали. Я был главным претендентом на победу, так что это не было неожиданно. Европейский чемпионат был совершенно другим — другая лига, мечта, задача номер один в этом сезоне.Так что да, расскажи нам поподробней о победе в Шамони, так много сильных спортсменов и тысячи зрителей…Ну, после победы на Кубке Европы и Чемпионате во Франции, я вернулся к своим тренировкам с планами выйти на пик формы к Шамони. Масштаб соревнований был совершенно другой, это было крупнейший отдельный старт этого года. Я был дома с 20000 зрителей у подножия стенда, на котором собрались все сильнейшие скалолазы Европы.
Когда я снова думаю об этих соревнованиях, перед глазами проплывают только размытые эпизодические картины квалификации, полуфинала и финала. С другой стороны я отчетливо помню (и думаю, что буду помнить до конца своей жизни) момент, когда Рамон, который лез в финале последним, был в наивысшей точке моего прохождения, где решался вопрос я или он будет на первом месте, я был в полном трансе. Но он скоро сорвался, и я вспоминаю своего тренера, прыгающего напротив меня и тренера французской команды, бегущего к нам через весь зал, чтобы присоединиться и тоже меня обнять. Весь остаток сезона я оставался полностью сосредоточен на соревнованиях и своих тренировках, но теперь, когда сезон окончен, я начал это понемногу понимать и… откровенно говоря, это безумие, что я Чемпион Европы. Трудно поверить, что это я, Роман Дегранж, смог победить всех в этом конкретном случае!

Вы всегда должны отдавать себе полный отчет в том, что техника развивает сильней, даже сильней чем физическая сила.
Я использую физическую только как последнее прибежище, когда нет никакой возможности пройти это технически.
Я часто слышу, как люди говорят “Я должен больше тренировать свою силу, чтобы я мог сделать скручивание”, и я всегда отвечаю “Вам нужно лучше расположить ноги, чтобы иметь возможность скрутиться со своим физическими данными”.
Франция — страна с давними и хорошо развитыми скалолазными традициями. Какие у тебя отношения с легендами соревнований, такими как разные Фрасуа (Легранд, Пети, Ломбард), Александр Шабо, Лив Сансоз и Изабель Патиссье? Я знаю, ты страховал некоторых из них подростком…
Они действительно те, кто дал мне желание стать скалолазом, хотя у меня и не было с ними контакта впоследствии. Я думаю, что я встречал иногда Фрасуа Пети и Франсуа Легранда, хотя эти встречи и не оканчивались долгими разговорами о скалолазании и тренировках.
Ты живешь в Шамони у подножия Мон Блана, одного из важнейших горных массивов в альпинизме. К тому же, город долго служил эталоном в соревнованиях по скалолазанию. Как ты думаешь, как могут уживаться в одном и том же месте культуры альпинизма, лазания по скалам и соревнований?
В Шамони вообще потрясающая культура спорта. Все очень активны: лыжи утром, затем подъем в горы и возвращение обратно на ланч на параглайдере, а вечером тренировка по скалолазанию, и на следующий день можно поехать кататься на велосипеде. Это настоящая культура непрерывных физических усилий. В городе очень внимательно относятся к политике, которая стимулирует людей заниматься спортом, а его жителям повезло находится в окружении, где есть столько возможностей делать это. Доступность технических и финансовых ресурсов позволяет жителям Шамони наслаждаться всеми видами активного спорта на природе и в горах.
Ты следишь за другими видами спорта или, может, тренируешься в них? Я читал, что ты “идеальный скалолаз”, который взял немного от футболиста Зинедина Зидана и теннисиста Роджера Федерера. Что бы это могло быть?
Я не могу сказать, что занимаюсь чем-то еще, кроме скалолазания. К тому времени, когда я выполню свои ежедневные тренировки, я слишком уставший и не чувствую необходимости заниматься еще. Относительно Федерера и Зидана, они настоящие божества! В своих дисциплинах они настоящие мастера техники, и оба они, по своему, безумны. Что меня в них действительно интересует — это легкость, с которой они делают это. Это действительно мне говорит о многом, как спортсмену. Если бы я мог быть их техническим эквивалентом, я бы продал душу дьяволу!
Нам очень понравились серии твоего скалолазного видео “A Climbing Life Opus”. Они ограничиваются только изображением и музыкой и сильно отличаются от многих других видео о скалолазании. Как у тебя возникла эта идея?
Это простая идея, мне просто нравится отдыхать за компьютером, и я старался, чтобы мое аматорское видео выглядело как профессиональное. Концепцией действительно было выхватить и показать некоторые красивые моменты, и добавить немного мотивации лазить. Лично мне это интересней, чем слушать, как кто-то рассказывает, например, что его боулдер действительно крут или очень тяжелый. : )
8A(V11): El Varano, El Orejas de las Regletas, Fuerte a Muerte, Cosmos and Zarzamora
8A+(V12): 5 tec-B36-L5
8B(V13): Bindu and Zarzaparilla
8B/+(V14?): Helicopters on Beaches, opened by Paul Robinson
Категории сложности такие же как и о всем регионе, что-то вроде национальных категорий. Не могу сказать, что это самые тяжелые блоки этих категорий, которые я пробовал. : )
И наконец, каким ты видишь свое скалолазание в будущем?
Я вижу лазание, лазание, потом еще немного лазания, а потом снова еще чуть-чуть лазания. : )