Чтобы немного разбавить Дэйва — публикуем материал нашей переводчицы — annamavka.
Это справедливо и поныне.»
Р. Бах «Бегство от безопасности»
Всем экстремалам, в том числе скалолазам, знакомо чувство страха. Как часто он не дает лезть максимальные категории и получать удовольствие от лазания на скалах при объективно надежной страховке. Так что же такое страх?
Согласно Википедии
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страхи бывают разными. По мнению Дейва Маклауда (9 из10 скалолазов допускают одни и те же ошибки — часть 2)
наиболее тормозящий развитие в скалолазании не страх высоты или срыва, а страх изменений и ошибок.
Хотя падение на подсознательном уровне часто воспринимается как ошибка или неудача. Это закладывается в глубоком детстве, когда мы еще только учимся ходить. Маркерами того, что падать плохо и этого нужно избегать, кроме физической боли или дискомфорта, служит эмоциональное состояние (неодобрение, испуг, волнение) родителей. Как часто ребенок после падения поднимается и продолжает сосредоточенно шагать или весело играть, думая, что его никто не видит. И как часто, мамочки жалеют свое дитя и вызывают бурный плач.
С этим, глубоко укоренившимся и вытесненным в подсознание, страхом мы живем многие годы (как и с многими другими). И все же он есть. Признание этого факта — первый шаг к тому, чтобы страх стал надежным спутником по жизни, приносящим результат и радость, а не разочарование и горечь.
Итак, любой страх может иметь 3 стадии
1) Страх парализующий, когда человек чувствует себя абсолютно беспомощным и крошечным перед лицом всемогущей опасности. В такой ситуации лучше не дергаться, а застыть на месте, не шевелиться, не дышать, не дай бог, не пукнуть и не чихнуть, чтобы тебя не заметили. Вдруг пронесет. Люди в этой стадии пассивные, вялые, как правило, с низким тонусом мышц. Они заранее (в тяжелых случаях намного заранее) избегают всего того, что может затронуть их страх.
2) Страх мобилизирующий, когда человек столкнулся с противником примерно равным по силам, или сильнее, но он готов бороться до конца. В таком случае от выброса гормонов в боевую готовность приводятся все необходимые для моментального реагирования системы жизнеобеспечения (в разы увеличивается кровоснабжение мышц, уменьшается кровоснабжение внутренних органов, питание мозга остается неизменным), эмоциональный тонус повышается, производительность организма на короткий промежуток времени усиливается во много раз. Выброс адреналина сопровождается также положительными эмоциями, эйфорией от того, что удалось избежать опасности и жизнь продолжается. Такие люди весьма активны, они склонны заниматься экстремальными видами спорта, борцы по натуре, часто не думающие о последствиях своих действий и не способные по-настоящему взять за них ответственность
3) Страх на службе человека. Для по-настоящему эффективной и продуктивной деятельности, приносящей радость, страх не должен иметь ведущее значение. Он только помогает привести себя в тонус. Он может показать направление, в котором стоит двигаться или не двигаться. Когда накрывает страхом — это «я боюсь, боюсь, боюсь». Это состояние может быть как фрустрирующим, так и прикольным. Но оно говорит о том, что детские ситуации все еще давлеют над нами. Что есть решающие внешние факторы, на которые нужно ориентироваться.
Для того, чтобы страх перестал пугать и завораживать, а начал служить человеку, нужно принять то, что мы не в состоянии полностью контролировать ситуацию. Мы можем отвечать только за свое поведение в любой ситуации и изменять его. Результативное эмоциональное состояние перед стартом описал гонщик Формулы 1 Льюис Хэмильтон
«Я человек, у меня есть нервы. Но я говорю только о нервном возбуждении, а не о страхе потерпеть неудачу – он мне не свойствен. Ты просто ощущаешь выброс адреналина и думаешь о том, как бы получше стартовать, что произойдет в первом повороте… Никогда не знаешь, как будут развиваться события: ты уйдешь влево или вправо, рано затормозишь или поздно; ударят ли тебя сзади, проколешь ли колесо? Вопросов очень много, но это же интересно!
Волнение связано и с тем, чтобы контролировать собственную энергию и сохранять ее в течение гонки. Это всегда важно. Подобное волнение я испытываю еще с тех времен, когда только начинал выступать. И пока я его испытываю, я буду продолжать заниматься тем, чем занимаюсь. Все гонки, которые я провел за свою жизнь, отличались друг от друга. Я не терял позитивного настроя, но принимал ошибки и неудачи близко к сердцу. В этом году я намного сильнее, как личность и как гонщик, и лучше справляюсь с проблемами.»
Выброс адреналина происходит, но при этом активность сохраняет мозг, размышляющей о предстоящей ситуации (на первых двух стадиях страха мозг старается избегать думать о пугающей ситуации). В результате — состояние мобилизации без накала страстей, а со уверенной готовностью действовать в ситуации, которая может неконтролируемо меняться.
Когда лезешь на скале, особенно с нижней страховкой, должно присутствовать чувство опасности. Нужно понимать, что если страховка будет неправильная, или есть возможность долететь до земли/ударится о скалу, то будет больно, может быть травма, которая лишит возможности лазить. И в то же время, ситуация настоящей, ощутимой опасности у выросшего человека вызывает не страх, а состояние собранности и готовности действовать осознанно так, чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Подстегивающий страх на второй стадии кажется выгодным и прикольным, он приносит яркие положительные эмоции в конце. Но он приводит к настолько же сильным отрицательным эмоциональным переживаниям, таким как злость, разочарование, усталость и пр.
Страх падения в скалолазании выражается в нежелании лазить с нижней страховкой или чрезмерно осторожном лазании с полным контролем того, чтобы не сорваться выше оттяжки.
Самая действенная рекомендация в этом случае, которую озвучил в одном интервью Адам Ондра «Лазить, лазить и лазить. Особенно хорошо лазить много онсайтов, для того чтобы почувствовать на скалах безопасность и надежность» (конечно же, лазить с нижней, но не очень сложные трассы).
Второй вариант — устроить практику специальных срывов, постепенно увеличивая расстояние до оттяжки. Тут важно делать все постепенно, чтобы не усиливать страх.
Страх отступает, когда желание становится сильней. Вопрос в позитивном настрое, фокусировании внимания на расширяющих, а не ограничивающих факторах — на возможностях, желаниях и конкретных действиях, а не на страхе. Не прикармливайте отрицательные эмоции.