Здравствуйте! Продолжаем переводить Дэйва Маклауда. 4 Часть. Переводчики — annamavka (Анна Шляхова), lentigine (Ольга Ванюхина) — присоединяйтесь, помогите им доперевести эту чудесную книжку. http://notabenoid.ru/book/45496 — коллективный перевод.
Правда о известных скалолазах
Они не намного лучше вас, не смотря на категории, результаты, уровень, награды, которые недостижимы с того места, где находитесь вы.
Посмотрите видео с каким-нибудь скалолазом мирового уровня, делающим прохождение всей своей жизни, на котором много лет они провели в попытках. Оно выглядит совершенным. Это так близко, что, кажется, можно взять. Хотя это создает неправильный образ этих скалолазов. Нужно понимать, что вы видите только вершину — концентрированную вспышку очень многих ингредиентов, собранных вместе в финальном прохождении (за исключением вырезанных плохих дней, соскользнувших ног и хныканья о плохих условиях).
Если вы хотите настоящего вдохновения, вам нужно понаблюдать за хорошими скалолазами в течение длительного времени. Некоторые могут быть действительно сильными, но они не могут хорошо работать ногами. Другие могут быть мастерами техники, но если вы увидите их на жестком силовом движении, вы будете шокированы тем, насколько они слабые. Известные скалолазы вдохновляют не потому, что они настоящие герои, а потому что они ими не являются! Они такие же, как вы или я, но они все же делают то, что кажется невозможным.
Как это происходит?
Это сводится к следующему:
На 4% меньше усилий не даст вам на 4% меньше результата.
Часто, на 4% меньше усилий даст вам на 90% меньше результата.
Отдача от совершения этих небольших дополнительных усилий значительно превосходит пропорции требуемой дополнительной работы. Умножьте это на все разрозненные аспекты результативности в скалолазании, и 4% сверхусилий превратиться в мощный поток результатов, который поднимет вас на огромные барьеры производительности.
На практике?
Топ-скалолазы будут пробовать боулдер 26 раз вместо ваших 25, и пролезут его с последней попытки.
Топ-скалолазы будут отдыхать на 20 с. меньше, чем вы между попытками, лазая в зале (Подсказка: умножьте количество дополнительных попыток на количество тренировок в году или за десять лет, чтобы увидеть потрясающий эффект в общей тренировочной нагрузке).
Топ-скалолазы будут висеть на 5 с. дольше, чем вы, перед тем, как закричать «взял» и увидят движение, которое нужно сделать до следующей зацепки, и до топа.
Миллион примеров того, как это действует на практике. Каждое по отдельности выглядит банальным, но собранный воедино эффект объясняет, почему лучшие из лучших делают то, что они делают, а вы — нет.
Так что, это действительно так просто? Просто тренироваться немного тяжелей, висеть чуть-чуть дольше, пролазить дополнительный маршрут, делать движение на эту зацепку немного агрессивней, и в этом все дело? Да, но это не что-то, что можно попробовать в течение нескольких месяцев, как диету, или фазу тренировок на выносливость. Награда огромна, но она приходит шаг за шагом, выстраиваясь из отдельных крошечных кусочков годами до тех пор, пока вы станете скалолазом, у которого достаточно всех компонентов для блестящего лазания.
Ваш враг — ваши пристрастия.
Для человека естественно искать комфорт. Для человека естественно строить свои действия вокруг навыков, в которых мы успешны. Но успех в спорте зависит от знания, как использовать свои сильные стороны в нужный момент, но не полагаться на них настолько, чтобы не расстаться со своими слабостями.
«Работайте над своими слабостями» — широко распространенный тренировочный совет, но это легче сказать, чем сделать. Это особенно актуально в долгосрочном периоде, когда обычные привычки и разнообразная рутина начинает управлять вашим скалолазанием. Лучшие скалолазы постоянно вырываются из рутины и привычек путешествуя или под влиянием постоянно меняющихся напарников. Эти везучие скалолазы учатся находить комфорт в том, что их скалолазная диете постоянно меняется. Они не пользуются возможностью укрыться в четко определенных предпочтениях и вкусах в любом аспекте скалолазания (например, степени нависания, типе скал, виде зацепок, стиле прохождений, графике и бесчисленном количестве других вариантов).
Ваше скалолазание естественным образом превращается в рутину из-за стендов, напарников и расписания, которые ограничены вашими обстоятельствами. Когда это происходит, действительно трудно не погрузиться в работу над своими сильными сторонами без сознательной борьбы с этим.
Необходимо осознанное усилие для того, чтобы распознать типы лазания, движений, углов наклона, любых аспектов опыта скалолазания, чтобы обнаружить себя лицом к тому, что есть на самом деле — уязвимость при открытии ваших слабых сторон в скалолазании. Конечно, вам следует получать удовольствие от регулярного лазания маршрутов, в которых вы хороши. Вместо того, чтобы подсознательно делать так все время, рассматривайте их больше, как источник наслаждения, но не слишком балуйте себя.
Мысленно представьте себе, что рассматривание тех аспектов, в которых вы слабы, — это удовольствие, потому что любой контакт с ними быстро принесет вам более существенные выгоды, чем что-либо еще. Так вы легче преодолеете гравитационное притяжение предпочтений, вкусов и привычек.
Я думаю, что вы много раз слышали об идее работать над своими слабыми сторонами раньше, думаю, что вы разделяете эту точку зрения, и даже делали попытки в этом направлении. Но очень немногие скалолазы применяют это постоянно в течение длительного периода времени. Вместо этого, они застряют в комфортных привычках. Идея работы со своими слабостями одновременно очень простая и сложная для тех, кто хочет прогрессировать в любых многогранных навыках, таких как скалолазание. Так почему же так малоэффективно побуждать людей делать именно так?
Отчасти, это сила нашего стремления к комфорту, страх неизвестного и возможности утратить то, что уже есть, пробуя что-то новое. Но я также чувствую, что в полной мере последствия застревания в своих привычках и не работы со своими слабостями не ясны. Люди думают о своих слабостях, как о чем-то постоянном, присутствующем в качестве фона. Их влияние, хотя и негативное для нашей результативности, не увеличивается и не уменьшается, пока мы не обращаем на них внимания. Мы игнорируем их из-за кажущейся боли при приближении к ним и из-за того, что чувствуем возможность улучшения, продолжая работу в зоне комфорта (усиленную тем, что мы получаем удовольствие от этого). Другими словами, мы чувствуем, что «по крайней мере, мои слабые стороны не становятся еще слабее» пока мы игнорируем их.
К сожалению, производительность и слабости — это не неизменные, не зависящие друг от друга, силы. Проводя свое время, работая в зоне комфорта или полагаясь на нее (возможно, это мизера, или смелые прохождения, или аккуратная лежачка), вы одалживаете свою силу у ваших лучших способностей и талантов. Но занимание силы приводит к слабостям. Они начинают прогрессировать, пока вы не обращаете на них внимания, и вы можете стать сильнее, пробуя справиться с ними.
Залипание на том, что удобно — это медленный и устойчивый способ улучшения. Это скользкий путь, в начале настолько пологий, что это трудно заметить, но потом он резко взмывает вверх.
Не попадите в тупик.
Прогресс в скалолазании не имеет коротких путей. Работу нужно сделать, понимание движений тела, тактики и выбора правильных действий нужно усвоить шаг за шагом на протяжении длительного времени.
Естественный путь от новичка до мастера в любом компоненте навыка не может быть легким. Во время первых шагов в освоении навыка любая стратегия приведет к немедленному улучшению на каждой тренировке. Пробы и ошибки, подражание другим или чтение основ приводит к удовлетворяющему прогрессу. До тех пор, пока не наступит погружение. Термин был придуман Сет Годин (Seth Godin), и он точно описывает огромную пропасть между окончанием этого первоначального периода неистового улучшения и трудно достижимого мастерства. Когда это случается, необходимо 10000 часов практики, чтобы перейти от уровня новичка до уровня мастера мирового класса в любых сложных навыках, будь-то спорт или игра на музыкальных инструментах, даже крошечные улучшения, как кажется, требуют целой вечности после того, как закончится начальный прорыв в обучении основам. И когда улучшения происходят, они не сразу закрепляются, и в течение длительного периода времени отдельные компоненты могут снова не дотягивать до уже достигнутого уровня мастерства.
Если вы потерялись где-то посредине «погружения», вполне естественно сомневаться в том, на правильном ли вы пути, исследовать свои методы, бросать их и переходить на другие рельсы. Восторг прогресса новичка кажется призрачным воспоминанием, мощное ощущение мастерства не видно даже на горизонте, и все, что вы чувствуете, — это непосредственные симптомы боевой усталости.
Потребность подвергать сомнению разумность всех этих усилий несомненна. Иногда действительно нужно бросить все и заняться чем-то другим. Если это ложное погружение, то никакое количество усилий и времени не поможет вам стать мастером.
Попытка научиться прекрасным психологическим приемам, силе и смелости в скалолазании с ненадежными, немотивированными и угрюмыми напарниками может стать бесконечным погружением. Попытка лазить статично, чтобы контролировать свой страх падения — это бесконечное погружение. Окончание вашего запала и разочарование, в конце концов, — гарантированный результат в этих примерах. Чем быстрее вы переключитесь на правильный путь, тем лучше. Для большинства, идея изменений или отказа от своих привычек и приверженностей слишком болезненна, так что они продолжают в том же духе. Это тупик.
Проблема состоит в том, что иногда ощущение того, что ты находишься в правильном погружении точно такое же, как когда ты находишься в тупике, как при цеплянии за идею похождения конкретной категории сложности. Идут годы, а вы до сих пор не сделали этого. Может быть вы просто не можете сделать этого со всеми вашими ограничениями — работой, семьей, местом жительства, способностями? Легко концентрироваться на симптомах усталости от постоянно большого количества усилий, заглушая сигналы прогресса, которые приходят незаметно медленно.
Некоторым скалолазам не удается достичь больших целей потому, что они застряли в погружении, которое им нужно бросить, как например, тренировки на кампусборде для прохождения следующей категории, или статическое лазание, или попытки научиться ставить ноги в плохих туфлях. Но иногда они бросают в середине погружение, которое даст им давно желанные результаты. Они сдаются под тяжестью усталости, из-за нетерпения или недальновидного мышления. Возможно, самое глубокое погружение — это желание продолжать искать то, в чем вы слабей всего, и сразу же начинать работать с этим, день за днем, лицом к лицу, без задержек или нерешительности. Это требует настоящего поступка и способности видеть скалолаза, в которого вы превращаетесь, шаг за шагом в упорной борьбе на протяжении многих лет. В оставшейся части книги я попытаюсь вам помочь увидеть намного больше погружений, из которых стоит выйти и которые ставят в тупик.
Создание привычек.
Всякий раз, когда мы применяем на практике каждую из этих привычек, начиная с постановки ног на зацепку и заканчивая мыслями, которые возникают у нас во время лазания, мы закрепляем эти привычки. Их влияние становится более стойким и всё более трудноломаемым (к счастью, это обратимый процесс). Укоренившиеся вредные привычки приводят к тому, что навыки скалолазов работаю против них, во всяком случае, настолько же насколько и помогают им. Большинство скалолазов способны сами увидеть свои основные вредные привычки, но не способны их изменить: «Я просто не могу лазать по нависанию!»
Довольно тяжело избежать притягательного действия привычек и чувства неизбежности того, что они воздействуют на вас. Однако, понимание той альтернативы, что терпеть невыносимую боль ещё сложнее, поможет усилить ваше желание что-то изменить. Но всё дело не только в желании, потому как действительно тяжело расстаться со своими привычками (на самом деле, сложно только начать, это как разрушение плотины, как только вы сломаете укрепление, все остальное будет идти легче, некоторое время, по крайней мере). Многие скалолазы теряются в догадках как же начать менять плохие привычки. Для того, чтобы расстаться с привычками, необходимо три составляющих:
— Желание перемен.
— Понимание того, что вы хотите изменить.
— Навыки, необходимы для того, чтобы эти изменения осуществить.
Некоторые хорошие привычки, как некоторые дополнительные составляющие техники движения, требуют новых знаний и навыков, которые извлекают пользу из сопровождающих действий, таких как чтение этой книги, наблюдение за другими способными скалолазами или отработка движений во время лазания. Другим навыкам можно научиться интуитивно, просто совершая их. Для тех, кто объективно оценивает свои недостатки, простое принятие привычек может принести наиболее необходимы улучшения, со временем. Те, кто говорит «я просто не могу лазать по нависанию!» просто убедили себя в том, что не могут двигаться дальше, и так редко пытаются это сделать, по крайнем мере, недостаточно долго, чтобы увидеть хоть какие-то улучшения. Те, у кого всё в порядке с нависаниями, много лазают по нависаниям. Это просто, но люди с трудом связывают два этих процесса. Лазайте больше нависаний, достаточно долгое время, и вы не сможете не заметить, что стали лучше лазать по нависаниям. Тем не менее, большинство людей не готовы к бесконечным провалам и начинают искать вместо этого что-то ещё, обычно, возвращаясь в свою зону комфорта.
Выявление большего количества вредных привычек, чтобы изменить их таким же образом, — следующее сложное препятствие. Скалолазание — довольно сложное занятие: анализирование и выявление верных вариантов среди множества альтернативных возможностей и специализаций — это уже другой уровень. В этой книге указывается большинство из важных и распространенных привычек, которые скалолазы смогли бы получить от перемен.
На самом деле, изменение укоренившихся привычек — крайне сложно для большинства людей. И чем дольше вы живёте с этой привычкой, чем старше становитесь, тем труднее это сделать — так что начинайте прямо сейчас! Тем не менее, «застрять на пути» — недостаток прошлого, иногда компенсируется более сильным желанием, обострённым чувством необходимости двигаться вперёд и чувством бесконечной невыносимой боли. Извлеките пользу из этого чувства.